Психология

Семья и любовь

Существуют различные мотивы для вступления в брак. Это и расчёт, и преодоление одиночества и даже случайность, обстоятельства. Но самым главным мотивом всё-таки остаётся — любовь. Или влюблённость. Что, конечно, не одно тоже. Именно поэтому в какой-то степени число разводов очень велико, что влюблённость зачастую не перерастает в любовь, на которой и вокруг которой семья и строится.

Ещё со времён древней Греции любовь имела свою классификацию:

1. Чувственная любовь («эрос»). Это бурная, стихийная привязанность.

2. Любовь-игра («людус»). Чувство основанное, прежде всего, на половом влечении, на получении удовольствия.

3. Навязчивая любовь, «болезненная страсть», одержимость («мания»).

4. Практичная любовь («прагма»).

5. Любовь-дружба («филия»). Духовное состояние привязанности, обусловленное личным выбором.

6. Любовь-нежность, семейная любовь («сторге»). Это любовь родителей к своим детям.

7. Жертвенная любовь («агапэ»).

Но не вся эта любовь относится к браку и семье. Некоторая любовь напротив рушит брак. В основе крепких семейных отношений лежит в первую очередь взаимное понимание, осознанный выбор, взаимоуважение. Всё это ближе именно к «Любви-дружбе». В наше время, молодые люди зачастую выбирают себе партнёра на основе внешней красоты и страсти, а порой и вовсе с какой-то своей прагматичной целью. Это не обязательно деньги, могут быть и психологические причины, но всё же — это скорее практичность, чем любовь, переходящая в семью. Может ли такой брак быть счастливым? Скорее он существует как быт, который не мешает ни одному, ни другому члену семьи. Но всё-таки на мой взгляд в идеале семейный брак должен состоять как из чувств (не таких жарких как при «Эросе» или «Людосе»), так и из взаимного уважения. Любовь здесь, как огонь свечи, который всегда с нами и

распространяется на всё вокруг — общество, искусство, образование, культуру. Индийский поэт Рабиндранат Тагор писал: «благодари Пламя за свет его, но не забывай Светильника, стоящего в тени с постоянством терпения», так он говорил о любви, подразумевая страсть и нечто более продолжительное. Примерно то же говорил и Эрих Фромм: «любовь — это не обязательно отношение к определённому человеку; это установка, ориентация характера, которая задаёт отношение человека к миру вообще, а не только к одному „объекту“ любви. Если человек любит только кого-то одного и безразличен к остальным ближним, его любовь — это не любовь, а симбиотический союз».

К сожалению, на данный момент это кажется идеализированным. Всё больше любовь отходит к двум крайностям. Первая из них, как уже было сказано, это практичность. Не зря Констанция Аронс (профессор социологии, психиатр, США) писала: «чем ближе мы подходим к XXI веку, тем больше признаков того, что мы становимся менее романтичными и более практичными, это же можно отнести и к браку». А вторая — мимолётная страсть. Которая проходит, оставляя людей ни с чем, ибо эта страсть была для них любовью и смыслом.

Но всё же, что для людей любовь? В исследованиях 2002 года были получены разнообразные ответы респондентов, касающиеся понятия «любовь» и положительных и отрицательных сторон этого чувства. Мнения испытуемых, безусловно, субъективны.

Среди положительных сторон были названы:

· поддержка и понимание (16%);

· приятное переживание от нахождения рядом с любимым человеком (6,6%);

· радость встреч (10%);

· сексуальное удовольствие (20%);

· ощущение близости, общности физической и духовной (13,3%);

· интерес к любимому (любимой) (10%);

· возможность заботиться о любимом (любимой), чувство заботы по отношению к себе (13,3%);

· возможность самосовершенствования, чувство влюбленности,чувство уверенности в себе, возможность создать семью (по 10% на каждую характеристику);

· преодоление чувства одиночества (13,3%);

· эмоциональный подъем (большая часть респондентов — 36,6%)

Результаты можно трактовать по-разному, но даже здесь видно, какое большое значение отдаётся таким понятиям как «сексуальное удовольствие» и «эмоциональный подъём», что большей частью говорит о некоторой страсти и влюблённости. Но всё-таки такие понятия, как «интерес к любимому», «возможность заботиться», которые безусловно несут альтруистический характер имеют значения. А так же «возможность самосовершенствования» и «уверенности», которые дают смысл и мотивацию и движение для семьи.

Правильное понимание любви очень важно для здоровой семьи. Семья здесь — это не закрытая система и не сумма частей. Семья — это сущность каждого отдельного человека находящегося в ней и его рост вместе с ростом семьи.

 

Уровень соотношения ценности и доступности Фанталовой

Рейтинг пользователей: / 1
ХудшийЛучший 

Так как онлайн версии пока нет, то я написал программу для прохождения, которую можно скачать здесь (если боитесь можете спокойно првоерить на вирус в любом сервисе онлайн или антивирусе):
https://yadi.sk/d/_B4KORJ8Ycy0TQ

Инструкция в видео:

 

Для того, чтобы определить, какие области сейчас больше всего нуждаются в проработке, можно использовать методику Е.Б. Фанталовой "Уровень соотношения ценности и доступности в различных жизненных сферах (УСЦД)". В ее основе лежат 12 ценностей:

  1. активная, деятельная жизнь;
  2. здоровье (физическое и психическое);
  3. интересная работа;
  4. красота природы и искусства (переживание прекрасного);
  5. любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком);
  6. материально обеспеченная жизнь (материальные блага, отсутствие материальных затруднений);
  7. наличие верных и хороших друзей;
  8. уверенность в себе (отсутствие внутренних противоречий);
  9. познание нового в мире, природе, человеке (расширение кругозора);
  10. свобода (независимость в поступках и действиях);
  11. счастливая семейная жизнь;
  12. творчество (возможность творческой деятельности).

Данные ценности сравниваются между собой по ценности, а потмо по доступности в жизни человека. Исходя из результатов видны проблемные зоны (конфликты и вакуумы). 

 

Фи-феномен

Фи-феномен — ощущение движения, возникающее при последовательном включении стационарных источников света, а также сама форма этого движения.

Фи-феномен был открыт Максом Вертгеймером в 1910 году и описан в статье «Экспериментальные исследования восприятия движения» 1912 года. Вместе с ассистентами Вольфгангом Кёлером и Куртом Коффкой он обнаружил, что два источника света, загорающиеся с разным интервалом, воспринимаются человеком по-разному.


К примеру,

при большом интервале (более 200 мс т.е. одной пятой секунды) источники воспринимаются как загорающиеся последовательно;

при интервале от 60 до 200 мс включение источников воспринимается как непрерывное перемещение света. Здесь, конечно, частично зависит от самой анимации. Если она не очень правдоподобно или точно нарисовано, то наш мозг, наше логическое мышление, конечно, не поверит в это. Но отбросьте это сейчас и посмотрите на пример чисто визуально. 

А вот при достаточно малом интервале (менее 60 мс) между включениями источники воспринимаются как горящие одновременно;

Хорошо. Вот вам другой пример более наглядный и простой. Примерно так проводил исследование сам Вертхеймер.

Используя тахистоскоп, он пропускал луч света через две прорези, одна из которых располагалась вертикально, а другая имела наклон от вертикали приблизительно в 20–30 градусов.

На видео вы увидите 3 варианта:

Последовательное включение линий света. Разница здесь - 200МС.
Движение линий света. Разница здесь - 100МС.
Однвоременое включение линий света. Разница здесь - 40 МС.

Таким образом и был открыт фи-феномен.

Согласно теории Вундта, интроспекция этих стимулов должна была создавать восприятие двух соседних полосок света и ничего более. Но как бы строго ни проводилась интроспекция в опыте Вертхеймера, движущаяся полоска света продолжала наблюдаться, а все попытки объяснения ее появления со старых теоретических позиций оканчивались неудачей. Целое (в данном случае кажущееся движение линии света) было отлично от суммы его составляющих (двух неподвижных световых лучей). Таким образом, традиционной атомистической ассоцианистской психологии был брошен открытый вызов, на который она не смогла ответить

Считается, что с публикации статьи о фи-феномене началась гештальт-психология.

 

 

Пять уровней построения движений. Н. А. Бернштейн. С примерами

Рейтинг пользователей: / 2
ХудшийЛучший 

 

Н.А. Бернштейн выделил и подробно описал пять основных уровней построения движений, обозначив их латинскими буквами А, В, С, D, Е.

В организации конкретного движения обычно участвует сразу несколько уровней: тот, на котором строится движение и все нижележащие.

Чем сложнее (точнее, осмысленнее, предметнее) двигательная задача, тем более высоким является «уровень построения движения» и тем более высокие уровни нервной системы принимают участие в решении этой задачи и реализации соответствующих движений.

Одно и то же движение может строиться на разных ведущих уровнях (инициироваться разными уровнями), с разным качеством исполнения, но всё же одно и то же.

Что же это за уровни?

Первый уровень А - уровень тонуса. Самый низкий из уровней. Он отвечает, что логично, за тонус мышц. Здесь очень легкие примеры: это НЕПРОИЗВОЛЬНОЕ дрожание тела от холода или от страха. Или стук зубов, при том же холоде. Мышцы на холоде пытаются себя согреть, и приводят себя в тонус сами. Это и есть уровень А.

Подробнее...
 

Свойства психических явлений (психического отражения)

 

1. Объективность

- дает возможность правильно отражать окружающую действительность;
- содержанием психики является объективный мир, реальный, существующий вне нас и независимо от нас;
- психика, будучи продуктом мозга, отражает не его работу, а внешний мир;

2. Предметность

- мы видим не образ в мозгу, а внешний предметный мир;
- все впечатления и сведения, получаемые из внешнего мира, связываются с конкретными объектами.

3. Субъективность

- реальный мир отражается в сознании конкретного человека и преломляется через его возраст, пол, знания, опыт, цели, задачи, социальное положение и т.д. (через все его индивидуальные особенности);

Получается, отражение действительности является субъективным образом объективного мира. Всё относительно, когда это касается человека и его взглядов.

4. Активность

Психика не является простым «слепком» окружающего или пассивным объектом внешних объектов.

Это очевидно. Мы к чему-то стремимся, ищем цели и выполняем их, мы ищем варианты выполнения целей. Мы накапливаем и применяем новый опыт. Мы учимся. Мы входим в социум, строим отношения и так далее. Мы — активны.

Подробнее...
 


Программируем на C#, интересные статьи, книги, музыка; Костя Карпов.