Общая психология

Фи-феномен

Фи-феномен — ощущение движения, возникающее при последовательном включении стационарных источников света, а также сама форма этого движения.

Фи-феномен был открыт Максом Вертгеймером в 1910 году и описан в статье «Экспериментальные исследования восприятия движения» 1912 года. Вместе с ассистентами Вольфгангом Кёлером и Куртом Коффкой он обнаружил, что два источника света, загорающиеся с разным интервалом, воспринимаются человеком по-разному.


К примеру,

при большом интервале (более 200 мс т.е. одной пятой секунды) источники воспринимаются как загорающиеся последовательно;

при интервале от 60 до 200 мс включение источников воспринимается как непрерывное перемещение света. Здесь, конечно, частично зависит от самой анимации. Если она не очень правдоподобно или точно нарисовано, то наш мозг, наше логическое мышление, конечно, не поверит в это. Но отбросьте это сейчас и посмотрите на пример чисто визуально. 

А вот при достаточно малом интервале (менее 60 мс) между включениями источники воспринимаются как горящие одновременно;

Хорошо. Вот вам другой пример более наглядный и простой. Примерно так проводил исследование сам Вертхеймер.

Используя тахистоскоп, он пропускал луч света через две прорези, одна из которых располагалась вертикально, а другая имела наклон от вертикали приблизительно в 20–30 градусов.

На видео вы увидите 3 варианта:

Последовательное включение линий света. Разница здесь - 200МС.
Движение линий света. Разница здесь - 100МС.
Однвоременое включение линий света. Разница здесь - 40 МС.

Таким образом и был открыт фи-феномен.

Согласно теории Вундта, интроспекция этих стимулов должна была создавать восприятие двух соседних полосок света и ничего более. Но как бы строго ни проводилась интроспекция в опыте Вертхеймера, движущаяся полоска света продолжала наблюдаться, а все попытки объяснения ее появления со старых теоретических позиций оканчивались неудачей. Целое (в данном случае кажущееся движение линии света) было отлично от суммы его составляющих (двух неподвижных световых лучей). Таким образом, традиционной атомистической ассоцианистской психологии был брошен открытый вызов, на который она не смогла ответить

Считается, что с публикации статьи о фи-феномене началась гештальт-психология.

 

 

Пять уровней построения движений. Н. А. Бернштейн. С примерами

 

Н.А. Бернштейн выделил и подробно описал пять основных уровней построения движений, обозначив их латинскими буквами А, В, С, D, Е.

В организации конкретного движения обычно участвует сразу несколько уровней: тот, на котором строится движение и все нижележащие.

Чем сложнее (точнее, осмысленнее, предметнее) двигательная задача, тем более высоким является «уровень построения движения» и тем более высокие уровни нервной системы принимают участие в решении этой задачи и реализации соответствующих движений.

Одно и то же движение может строиться на разных ведущих уровнях (инициироваться разными уровнями), с разным качеством исполнения, но всё же одно и то же.

Что же это за уровни?

Первый уровень А - уровень тонуса. Самый низкий из уровней. Он отвечает, что логично, за тонус мышц. Здесь очень легкие примеры: это НЕПРОИЗВОЛЬНОЕ дрожание тела от холода или от страха. Или стук зубов, при том же холоде. Мышцы на холоде пытаются себя согреть, и приводят себя в тонус сами. Это и есть уровень А.

Подробнее...
 

Свойства психических явлений (психического отражения)

 

1. Объективность

- дает возможность правильно отражать окружающую действительность;
- содержанием психики является объективный мир, реальный, существующий вне нас и независимо от нас;
- психика, будучи продуктом мозга, отражает не его работу, а внешний мир;

2. Предметность

- мы видим не образ в мозгу, а внешний предметный мир;
- все впечатления и сведения, получаемые из внешнего мира, связываются с конкретными объектами.

3. Субъективность

- реальный мир отражается в сознании конкретного человека и преломляется через его возраст, пол, знания, опыт, цели, задачи, социальное положение и т.д. (через все его индивидуальные особенности);

Получается, отражение действительности является субъективным образом объективного мира. Всё относительно, когда это касается человека и его взглядов.

4. Активность

Психика не является простым «слепком» окружающего или пассивным объектом внешних объектов.

Это очевидно. Мы к чему-то стремимся, ищем цели и выполняем их, мы ищем варианты выполнения целей. Мы накапливаем и применяем новый опыт. Мы учимся. Мы входим в социум, строим отношения и так далее. Мы — активны.

Подробнее...
 


Программируем на C#, интересные статьи, книги, музыка; Костя Карпов.