Психология
Проблема сознания в психологии
Рейтинг пользователей: / 1
ХудшийЛучший 

Сознание – высший уровень психического отражения и саморегуляции.

Сознание — это рефлексия субъектом действительности, своей деятельности, самого себя (Выготский Лев Семёнович).

Психология сознания  выделяет следующие трудности и проблемы:

  • сознание рассматривалось либо как общее условие существования психики (тогда обозначалось метафорически – свет, поле сознания), в этом случае о конкретном или экспериментальном изучении сознания не может быть и речи (например, поток сознания Джемса). Либо сознание отождествлялось с какой-либо психической функцией – вниманием, мышлением, и тогда изучение сознания подменялось изучением этой функции;
  • исследователи не могли обнаружить характеристик сознания, по которым оно могло изучаться известными методами;
  • в отличие от прочих психических функций, сознание не локализовано в пространстве и времени. Это приводит к определенным трудностям, связанным с его изучением в конкретных психологических направлениях;
  • проблемой можно назвать и причины формирования сознания. С точки зрения материализма, структуры сознания имеют социокультурный характер, сформировались филогенетически в ходе истории человечества под влиянием социума, в ходе производственно-практической деятельности.В отечественной психологии: структуры сознания формируются в раннем онтогенезе, благодаря интериоризации ребенком структур такой деятельности, как общения со взрослым. Так же не стоит забывать и религиозно-идеалистические взгляды на сознание.

К основным функциям сознания относятся следующие:

  • отражательная;
  • регулятивно-оценочная;
  • духовная;
  • порождающая (творческая, или креативная);
  • рефлексивная.

В качестве основных свойств сознания можно выделить:

  1. Ограниченность — конкретное число обычных впечатлений. Объем сознания состоит из объема внимания, состоящего из 5-9 элементов, и самого объема сознания, состоящего из 16-40 элементов;
  2. Неоднородность — сочетает в себе две области:
    1. область смутного сознания;
    2. область ясного сознания;
    3. и точку фиксации, располагающуюся в центре ясного сознания, наиболее яркого его проявления.
    4. Ритмичность — каждый элемент сознания в отдельности склонен образовываться в отдельные группы элементов, сходные между собой.

Источники:

https://studfile.net/preview/2615965/page:7/

https://akademik.expert/subjects/psikhologija/samples/psikhologija-soznanija-problemy-soznanija-v-psikhologii/

 
Психология как наука о поведение

Американский психолог Дж. Уотсон заявил, что нужно пересмотреть вопрос о предмете психологии. Психология должна заниматься не явлениями сознания, а поведением. Направление получило название "бихевиоризм" (1913 год).

Уотсон считал, что психология должна стать естественнонаучной дисциплиной и должна ввести научный объективный метод (отвержение интроспекции).

Любое действие человека по мнению Уотсона определяется формулой: S - R, то есть «Стимул - Реакция».

В качестве примеров Дж. Уотсон сначала приводит действительно элементарные реакции: поднесите быстро руку к глазам - и вы получите мигательную реакцию; рассыпьте в воздухе толченый перец - и последует чихание. Естественно, что предсказать по стимулу реакцию или по реакции стимул для более сложно поведения не всегда представляется лёгким или даже реальным (хотя теоретически возможным).

Интересный (хоть и не гуманные с человеческой точки зрения) эксперимент вы можете изучить по ссылке:

Эксперимент "Маленький Альберт"

Необихевиоризм расширил эту модель, введя понятие промежуточных факторов (промежуточных переменных) V, каждый из которых оказывает влияние на процесс формирования привычек S-R: усиливает, замедляет или препятствует подкреплению.

В изучении механизма стимул-реакции преуспел создатель науки о высшей нервной деятельности академик Иван Петрович Павлов.

Но и в психологии поведения очень быстро наметился кри­зис, поскольку за поведением (которое исследовалось объек­тивно) все же стояли психические факты и явления (мысли, чувства, желания), которые не подвергались анализу. Изучать же поведение без чувств, мыслей и т.п. невозможно. Встал вопрос о более широком рассмотрении психических феноме­нов. Так возник новый этап в развитии психологических взглядов — этап изучения психики.

Источники:

https://works.doklad.ru/view/GZ8ChsAmjes.html

https://studfile.net/preview/6163126/page:3/

 
Система психических явлений

Психические явления – это компоненты психической жизни человека, а также закономерности его поведения, которые можно наблюдать (например, мысли, идеи, желания, чувства, отношение к себе и другим людям, настроение и т.д.). Всё это – психические явления.

Психические явления делятся на три группы:

  1. Психические процессы — динамическое отражение действительности в различных формах психического явления (а сам по себе психический процесс — это течение психического явления, имеющего начало, развитие и конец, проявляющиеся в виде реакции. Причём один психологической процесс следует за другим непрерывно).
    1. Познавательные (ощущения, восприятие, представление, память, внимание, мышление и т.д.);
    2. Эмоциональные (эмоции и чувства);
    3. Волевые (решения, исполнение и волевое усилие).
  2. Психические состояния — определившийся в данное время относительно устойчивый уровень психической деятельности, который проявляется в повышенной или пониженной активности личности. Каждый человек ежедневно испытывает различные психические состояния. Они возникают под влиянием обстановки, физиологических факторов, хода работы, времени и словесных воздействий (похвала, порицание и т.д.). К примеру:
    1. внимание, проявляющееся на уровне активной сосредоточенности или рассеянности;
    2. эмоциональные состояния, или настроения (жизнерадостное, восторженное, печальное, грустное, гневное и т.д.), угнетенность, апатия;
    3. творческое состояние личности или вдохновение.
  3. Психические свойства – это индивидуальные особенности психической деятельности конкретного человека, особенности его психического состояния. Свойства личности многообразны. Например: интеллектуальные свойства — наблюдательность, гибкость ума; волевые — решительность, настойчивость; эмоциональные — чуткость, нежность, страстность и т.д.
    1. Темперамент - совокупность психических свойств человека, характеризующих степень его возбудимости и проявляющихся в его отношении к окружающей действительности.
    2. Направленность личности — это совокупность устойчивых мотивов, взглядов, убеждений, потребностей и устремлений, ориентирующих человека на определенное поведение и деятельность, на достижение относительно сложных жизненных целей.
    3. Характер – это сочетание устойчивых психических особенностей человека, определяющих его поведение в жизненных обстоятельствах и в первую очередь – при взаимодействии с окружающими людьми.
    4. Способности – то, насколько быстро человек способен овладеть той или иной деятельностью и достичь в ней высокой эффективности.
 
Семья и любовь

Существуют различные мотивы для вступления в брак. Это и расчёт, и преодоление одиночества и даже случайность, обстоятельства. Но самым главным мотивом всё-таки остаётся — любовь. Или влюблённость. Что, конечно, не одно тоже. Именно поэтому в какой-то степени число разводов очень велико, что влюблённость зачастую не перерастает в любовь, на которой и вокруг которой семья и строится.

Ещё со времён древней Греции любовь имела свою классификацию:

1. Чувственная любовь («эрос»). Это бурная, стихийная привязанность.

2. Любовь-игра («людус»). Чувство основанное, прежде всего, на половом влечении, на получении удовольствия.

3. Навязчивая любовь, «болезненная страсть», одержимость («мания»).

4. Практичная любовь («прагма»).

5. Любовь-дружба («филия»). Духовное состояние привязанности, обусловленное личным выбором.

6. Любовь-нежность, семейная любовь («сторге»). Это любовь родителей к своим детям.

7. Жертвенная любовь («агапэ»).

Но не вся эта любовь относится к браку и семье. Некоторая любовь напротив рушит брак. В основе крепких семейных отношений лежит в первую очередь взаимное понимание, осознанный выбор, взаимоуважение. Всё это ближе именно к «Любви-дружбе». В наше время, молодые люди зачастую выбирают себе партнёра на основе внешней красоты и страсти, а порой и вовсе с какой-то своей прагматичной целью. Это не обязательно деньги, могут быть и психологические причины, но всё же — это скорее практичность, чем любовь, переходящая в семью. Может ли такой брак быть счастливым? Скорее он существует как быт, который не мешает ни одному, ни другому члену семьи. Но всё-таки на мой взгляд в идеале семейный брак должен состоять как из чувств (не таких жарких как при «Эросе» или «Людосе»), так и из взаимного уважения. Любовь здесь, как огонь свечи, который всегда с нами и

распространяется на всё вокруг — общество, искусство, образование, культуру. Индийский поэт Рабиндранат Тагор писал: «благодари Пламя за свет его, но не забывай Светильника, стоящего в тени с постоянством терпения», так он говорил о любви, подразумевая страсть и нечто более продолжительное. Примерно то же говорил и Эрих Фромм: «любовь — это не обязательно отношение к определённому человеку; это установка, ориентация характера, которая задаёт отношение человека к миру вообще, а не только к одному „объекту“ любви. Если человек любит только кого-то одного и безразличен к остальным ближним, его любовь — это не любовь, а симбиотический союз».

К сожалению, на данный момент это кажется идеализированным. Всё больше любовь отходит к двум крайностям. Первая из них, как уже было сказано, это практичность. Не зря Констанция Аронс (профессор социологии, психиатр, США) писала: «чем ближе мы подходим к XXI веку, тем больше признаков того, что мы становимся менее романтичными и более практичными, это же можно отнести и к браку». А вторая — мимолётная страсть. Которая проходит, оставляя людей ни с чем, ибо эта страсть была для них любовью и смыслом.

Но всё же, что для людей любовь? В исследованиях 2002 года были получены разнообразные ответы респондентов, касающиеся понятия «любовь» и положительных и отрицательных сторон этого чувства. Мнения испытуемых, безусловно, субъективны.

Среди положительных сторон были названы:

· поддержка и понимание (16%);

· приятное переживание от нахождения рядом с любимым человеком (6,6%);

· радость встреч (10%);

· сексуальное удовольствие (20%);

· ощущение близости, общности физической и духовной (13,3%);

· интерес к любимому (любимой) (10%);

· возможность заботиться о любимом (любимой), чувство заботы по отношению к себе (13,3%);

· возможность самосовершенствования, чувство влюбленности,чувство уверенности в себе, возможность создать семью (по 10% на каждую характеристику);

· преодоление чувства одиночества (13,3%);

· эмоциональный подъем (большая часть респондентов — 36,6%)

Результаты можно трактовать по-разному, но даже здесь видно, какое большое значение отдаётся таким понятиям как «сексуальное удовольствие» и «эмоциональный подъём», что большей частью говорит о некоторой страсти и влюблённости. Но всё-таки такие понятия, как «интерес к любимому», «возможность заботиться», которые безусловно несут альтруистический характер имеют значения. А так же «возможность самосовершенствования» и «уверенности», которые дают смысл и мотивацию и движение для семьи.

Правильное понимание любви очень важно для здоровой семьи. Семья здесь — это не закрытая система и не сумма частей. Семья — это сущность каждого отдельного человека находящегося в ней и его рост вместе с ростом семьи.

 
Уровень соотношения ценности и доступности Фанталовой
Рейтинг пользователей: / 6
ХудшийЛучший 

Так как онлайн версии пока нет, то я написал программу для прохождения, которую можно скачать здесь (если боитесь можете спокойно првоерить на вирус в любом сервисе онлайн или антивирусе):
https://yadi.sk/d/_B4KORJ8Ycy0TQ

Инструкция в видео:

 

Для того, чтобы определить, какие области сейчас больше всего нуждаются в проработке, можно использовать методику Е.Б. Фанталовой "Уровень соотношения ценности и доступности в различных жизненных сферах (УСЦД)". В ее основе лежат 12 ценностей:

  1. активная, деятельная жизнь;
  2. здоровье (физическое и психическое);
  3. интересная работа;
  4. красота природы и искусства (переживание прекрасного);
  5. любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком);
  6. материально обеспеченная жизнь (материальные блага, отсутствие материальных затруднений);
  7. наличие верных и хороших друзей;
  8. уверенность в себе (отсутствие внутренних противоречий);
  9. познание нового в мире, природе, человеке (расширение кругозора);
  10. свобода (независимость в поступках и действиях);
  11. счастливая семейная жизнь;
  12. творчество (возможность творческой деятельности).

Данные ценности сравниваются между собой по ценности, а потмо по доступности в жизни человека. Исходя из результатов видны проблемные зоны (конфликты и вакуумы). 

 
Фи-феномен

Фи-феномен — ощущение движения, возникающее при последовательном включении стационарных источников света, а также сама форма этого движения.

Фи-феномен был открыт Максом Вертгеймером в 1910 году и описан в статье «Экспериментальные исследования восприятия движения» 1912 года. Вместе с ассистентами Вольфгангом Кёлером и Куртом Коффкой он обнаружил, что два источника света, загорающиеся с разным интервалом, воспринимаются человеком по-разному.


К примеру,

при большом интервале (более 200 мс т.е. одной пятой секунды) источники воспринимаются как загорающиеся последовательно;

при интервале от 60 до 200 мс включение источников воспринимается как непрерывное перемещение света. Здесь, конечно, частично зависит от самой анимации. Если она не очень правдоподобно или точно нарисовано, то наш мозг, наше логическое мышление, конечно, не поверит в это. Но отбросьте это сейчас и посмотрите на пример чисто визуально. 

А вот при достаточно малом интервале (менее 60 мс) между включениями источники воспринимаются как горящие одновременно;

Хорошо. Вот вам другой пример более наглядный и простой. Примерно так проводил исследование сам Вертхеймер.

Используя тахистоскоп, он пропускал луч света через две прорези, одна из которых располагалась вертикально, а другая имела наклон от вертикали приблизительно в 20–30 градусов.

На видео вы увидите 3 варианта:

Последовательное включение линий света. Разница здесь - 200МС.
Движение линий света. Разница здесь - 100МС.
Однвоременое включение линий света. Разница здесь - 40 МС.

Таким образом и был открыт фи-феномен.

Согласно теории Вундта, интроспекция этих стимулов должна была создавать восприятие двух соседних полосок света и ничего более. Но как бы строго ни проводилась интроспекция в опыте Вертхеймера, движущаяся полоска света продолжала наблюдаться, а все попытки объяснения ее появления со старых теоретических позиций оканчивались неудачей. Целое (в данном случае кажущееся движение линии света) было отлично от суммы его составляющих (двух неподвижных световых лучей). Таким образом, традиционной атомистической ассоцианистской психологии был брошен открытый вызов, на который она не смогла ответить

Считается, что с публикации статьи о фи-феномене началась гештальт-психология.

 

 
Пять уровней построения движений. Н. А. Бернштейн. С примерами
Рейтинг пользователей: / 5
ХудшийЛучший 

 

Н.А. Бернштейн выделил и подробно описал пять основных уровней построения движений, обозначив их латинскими буквами А, В, С, D, Е.

В организации конкретного движения обычно участвует сразу несколько уровней: тот, на котором строится движение и все нижележащие.

Чем сложнее (точнее, осмысленнее, предметнее) двигательная задача, тем более высоким является «уровень построения движения» и тем более высокие уровни нервной системы принимают участие в решении этой задачи и реализации соответствующих движений.

Одно и то же движение может строиться на разных ведущих уровнях (инициироваться разными уровнями), с разным качеством исполнения, но всё же одно и то же.

Что же это за уровни?

Первый уровень А - уровень тонуса. Самый низкий из уровней. Он отвечает, что логично, за тонус мышц. Здесь очень легкие примеры: это НЕПРОИЗВОЛЬНОЕ дрожание тела от холода или от страха. Или стук зубов, при том же холоде. Мышцы на холоде пытаются себя согреть, и приводят себя в тонус сами. Это и есть уровень А.

Подробнее...
 
Свойства психических явлений (психического отражения)

 

1. Объективность

- дает возможность правильно отражать окружающую действительность;
- содержанием психики является объективный мир, реальный, существующий вне нас и независимо от нас;
- психика, будучи продуктом мозга, отражает не его работу, а внешний мир;

2. Предметность

- мы видим не образ в мозгу, а внешний предметный мир;
- все впечатления и сведения, получаемые из внешнего мира, связываются с конкретными объектами.

3. Субъективность

- реальный мир отражается в сознании конкретного человека и преломляется через его возраст, пол, знания, опыт, цели, задачи, социальное положение и т.д. (через все его индивидуальные особенности);

Получается, отражение действительности является субъективным образом объективного мира. Всё относительно, когда это касается человека и его взглядов.

4. Активность

Психика не является простым «слепком» окружающего или пассивным объектом внешних объектов.

Это очевидно. Мы к чему-то стремимся, ищем цели и выполняем их, мы ищем варианты выполнения целей. Мы накапливаем и применяем новый опыт. Мы учимся. Мы входим в социум, строим отношения и так далее. Мы — активны.

Подробнее...
 
<< Первая < Предыдущая 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Следующая > Последняя >>

Страница 10 из 10
Программируем на C#, интересные статьи, книги, музыка; Костя Карпов.